Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Последние сообщения

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 10
21
Блог Александра / ОТКРОВЕНИЕ БОГА от 25 марта 2024 г.
« Последний ответ от Александр Н-Р. 25 Марта, 2024, 20:49:52 »

ОТКРОВЕНИЕ ОТ 25 МАРТА 2024 г.
 Народ, ты своенравен и беспечен, не замечаешь признаков беды, а в результате убиваем и калечим не только ты, но и твои мечты. Я – Твой Господь, мне имя «Неизменность», хотя Я изменюсь больше всех, но каждый раз, когда на Мою верность, вы выдвигаете иронию и смех, но каждый раз, когда на Мою веру вы встречно посылаете сарказм, Я изменюсь и снова вас проверю, иначе, чем все было прошлый раз. И снова вы не будете готовы, и снова вас застигнет всё врасплох: вы ждете дела – будет только слово, вы ждете слова – будет в деле Бог! А все из-за того, что свои души всегда вы направляете туда, где в качестве подсобника Я нужен, и блага не пришлось бы долго ждать! Вы разделили полноту на доли, присвоив и по-разному назвав, но Я живу и в радости, и в боли, кто это понимает – тот и прав: неважно, что случается сегодня, все можно сотни раз перетерпеть, важней в раю или же в преисподней вы будете последствия иметь! Кто убивает, кто жесток, коварен, кто явно и всегда несправедлив, изжарен будет там или же сварен в пятьсот раз больше, чем он был глумлив! Причем не просто разумом, душою, а тонким телом, чувствуя всё так, как будто тело явное, живое и каждый нерв открыт и он - как враг!
Не призывайте убивать и мучить, за это кара тоже не легка, не искушайте Господа, а лучше и о себе подумайте слегка; что посылаете словами и делами, однажды возвращается с лихвой, Я знаю всё и Мне ли спорить с вами: кто жаждет мести – сам себе изгой, кто принимает эту жизнь как форму, где царствует лишь Божий интерес, тот понимает, Я его не трону, покуда он мне поперек не влез. Пока его слова со Мной согласны, пока дела хоть в четверти – добры, с ним не случится ничего ужасного, (а ужас – в ад низвергнуться с горы!). Всё прочее – лишь череда рождений, смертей и новых появлений в жизнь, где вы не помните свой прошлый раз последний и цель с которой снова родились.
Вокруг себя внимательно всмотритесь и в том числе в Мной созданных существ,  которых миллионами на вынос, вы отправляете, чтобы их просто съесть! И если захотите смертной кары, то на себя примерьте роли жертв: не только вам, но им Я дал всё даром, и преимущества здесь никакого нет! Лишь Я всегда за каждого решаю, когда его Приход, когда Уход! А на земле лишь Сыну разрешаю, без воздаянья строить эшафот. Все мучавшие – получают муки, когда Я забираю их к себе: им отрубают ноги, пальцы, руки, и отдают обрубок их «толпе», но та толпа не люди, - демоняки, задача у которых растянуть в аду их муки, заставляя плакать за всех, кто ими послан в этот путь! И это не страшилки, не пугалки, Я просто откровенно говорю, не прибегая к образам и знакам, чтоб вы не загубили жизнь свою! Нельзя убить без разрешенья свыше, а это разрешение – не блат, не правило: никто из вас не выше, все сестры женщины, любой мужчина – брат!
Итак, еще раз: милосердны будьте, цените жизнь свою и всех вокруг, чтоб в вечной радости вы проводили будни и знали: враг – лишь не раскрытый друг. Напрасных жертв нет по определенью, но цену этому лишь Я один даю: спасающих Я привожу к спасенью, губящих в ад на муки отдаю. Но даже там, все вынеся страданья, и на себе чужое испытав, не вечно терпит личность воздаянье, а лишь в возврат нарушенных ей прав. Как только она это искупает, пусть век уйдёт, пускай хоть сто веков, душа опять рожденье получает, чтоб осознать цену своих грехов, чтобы творя добро, любовь и милость, она закрыла прошлый страшный долг, и после смерти в Рай ко Мне явилась, как блудный сын, переступив порог.
Стране нельзя Заветы нарушать! За каждое такое нарушение, взыщу по максимуму, вам ли не понять, за что взысканье, а за что – прощение. Я обозначил вам Восьмым в Завете: права на жизнь, семью и на познанье. И на детей, - здесь разночтений нету: нарушивших ждут муки и отчаянье. А что потом, - теперь Я рассказал, (не важно, как Писанья объясняли), Я – Бог, основа Жизни всех Начал, лишь миротворцы Мою суть познали. А все, кто, прикрываясь чем-нибудь, желает убивать, вредить, калечить, не знают ни Меня, ни Мою суть, они пройдут свой Суд и крыть им нечем!
Народ! Поверь, все будет хорошо. Не сразу, постепенно, поэтапно. Я тебя выбрал, Бог к тебе пришел. И будешь верен – не уйду обратно!
25 марта 2024 г. 16.40
22
Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 марта 2024 г. 16:46

24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества и в каком-то смысле завершение целой эпохи борьбы с ересями. Удивительно, но буквально с первых шагов в жизни христианской Церкви стали появляться лжеименные, как тогда говорили, знания. То есть люди, пытаясь соединить Евангелие с собственными знаниями, приходили к неким умозаключениям, которые практически полностью лишали смысла христианское послание. Уже в конце I века стали появляться целые общины, и особенное распространение они получили во II веке. Появилось такое понятие, как гносис, то есть лжеименное знание, и тех, кто исповедовал подобное понимание христианства, не проистекавшее из апостольской веры, стали называть гностиками, то есть носителями лжеименного знания.

И конец I века, и II, и даже III век были наполнены борьбой Церкви за чистоту веры, за чистоту того учения, которое принес Господь. И борьба эта была нешуточная, ведь противостояли Церкви не те, кто говорил: «Мы в Бога не верим и Христа не признаем», — совсем нет! Свои философские представления, которые были им дороги в силу воспитания и полученного образования, гностики стремились соединить с христианской верой, думая, что творят благо. Можно сравнить с тем, как и нам порой говорят: вы должны научиться говорить языком, понятным для светской интеллигенции. А когда спрашиваешь, что это означает, оказывается, что нам предлагают ввести в церковную проповедь нечто, что не в полной мере соответствует церковному учению. Может быть, кого-то из интеллигенции это бы привлекло, а может, и не привлекло, но вот вред Церкви, ее вере, ее единомыслию, был бы нанесен огромный.

Я неслучайно сказал о нашем времени, потому что попытки исказить исповедание истинной веры иными, лжеименными знаниями действительно сопровождали почти всю историю Церкви. Вот и в VIII веке, когда казалось, что все ереси побеждены и что Церковь уже ответила на все вызовы, ответила убедительно, появляется новый взгляд на христианское Предание, который отвергает иконы.

На протяжении почти тысячелетия христиане поклонялись кресту, и уже в древних катакомбах были священные изображения, а вот в VIII веке, несмотря на расцвет духовной, интеллектуальной жизни в Византии, возникает целое направление, к которому присоединились и епископы, и священники, и многие богословы, отрицавшие правомерность поклонения святым иконам и считавшие, что это не что иное, как возрождение язычества. Иконоборцы совершенно ошибочно полагали, что христиане, поклоняясь святым изображениям, тем самым поклоняются материалу, на котором эти изображения выполнены. Но ведь это совершенно превратное понимание того, чтО есть священное изображение, чтО означает поклонение иконе, полое непонимание того, что здесь нет ничего общего с поклонением творению, тем более материалу, из которого сделано священное изображение. Все это вызвало долгую богословскую и, я бы сказал, интеллектуальную борьбу, но VII Вселенский Собор, ставший последним из Вселенских Соборов Православной Церкви, духовно и богословски аргументированно защитил почитание святых икон.

Вся эта история настолько далекая, что, казалось бы, может интересовать только богословов и любителей истории. Но это не означает, что проблемы, которые становятся вызовами для нашей веры, ушли в прошлое. Каждая эпоха порождает подобные проблемы, и мы знаем, каким страшным оказался XX век, когда атеизм стал господствующей идеологией во многих государствах и, в первую очередь, в нашей несчастной стране. Как люди отказались от Бога — не от икон, от Бога отказались! И ведь с этой идеологией жили, да и сейчас многие говорят, что Бога вовсе нет. Что же тогда есть? Откуда все произошло? Нам отвечают: как-то само и произошло, вселенной нашей 14 миллиардов лет, и человек из песчинки возник. И ведь люди в это верят, и учеными себя называют! В каком-то смысле это тоже идолопоклонство — поклонение идее, которая отрицает Бога и становится идолом; и эта форма идолопоклонства стала болезнью многих современных людей.

Поэтому очень актуально то, что мы сегодня вспоминаем, как актуальны и те молитвы, которые мы сегодня совершаем. Мы молимся, чтобы Господь просветил людей светом Его Божественного разума. Чтобы вера сохранялась в сердцах людей, чтобы на основании этой веры устроялись отношения между людьми и между народами, чтобы этика, которая к нам пришла от Самого Бога, и заповеди Божественные были положены в основу межличных и международных отношений. Другими словами, сегодняшний день актуализирует для всех нас то умонастроение, ту философскую и интеллектуальную ситуацию в Византийской империи, в которой появилась опасная ересь иконоборчества.

Еще хочется сказать, что превратное толкование Священного Писания возникает, когда люди решают сами, что в Писании правильно, а что неправильно. И различного рода протестантские доктрины появлялись, когда люди, даже благочестивые, размышляя над Священным Писанием, приходили к умозаключениям, которые им казались правильными, но которые не соответствовали традиции, идущей от Самого Господа и Спасителя. Так стали возникать так называемые конфессии, то есть различные исповедания веры. И мы знаем, к чему это привело, и множество конфессий, каждая из которых настаивает на своей правоте, но не соответствует в полной мере тому, что пришло к нам из глубины веков, разделяют сегодня тело всемирного христианства. Поэтому наша сегодняшняя молитва — это молитва о том, чтобы все мы сохраняли православную веру, чтобы она жила в нашем сознании и наших делах, не превращаясь в некий археологический экспонат.

Без веры невозможно угодить Богу (см. Евр. 11:6), говорит слово Божие. И сегодняшнее богослужение, воспоминание о событиях далекого прошлого, требует от нас актуализации нашей веры. Чтобы мы осознавали правильность выбранного пути, чтобы мы и душу, и сердце, и разум свой предавали вере православной и на основании этой веры устрояли свою жизнь. На этом стоим, это проповедуем и надеемся, что проповедь, которой уже две тысячи лет, будет и далее преломляться в умах и сердцах людей искренними, добрыми поступками, созиданием правильного, спасительного образа мыслей и, в конце концов, изменением сердец наших, что и является подлинным покаянием, без которого невозможно наследовать Царствие Божие.

Молитвами всех святых угодников Божиих, иерархов, богословов, монахов и прочих, кто сохранял, отстаивал и защищал веру православную, наших замечательных Первосвятителей, святителей, исповедников, мучеников, которые жизнью своей защитили веру православную в нашей стране, да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и каждого, в чьем сердце живет вера православная. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6115028.html
23
Связь между здоровьем, старением и традициями.  Ответы на вопросы зрителей и читателей, 6 ч.

https://www.youtube.com/watch?v=OmL1L2bylHo

Заключительная часть интервью, записанного 24 февраля 2024 г.
#здоровье #старость #традиции #энергия #физиология #психология #духовность #обновление #исцеление #

1 часть: https://www.youtube.com/watch?v=zmJBSNLfV7g
2 часть: https://www.youtube.com/watch?v=h5UctTKzn1M
3 часть: https://www.youtube.com/watch?v=Yc17RmxktLI
4 часть: https://www.youtube.com/watch?v=7MG9ht45PhM
5 часть: https://www.youtube.com/watch?v=qwzVCH1A1ZU

24
Блог Александра / И снова: казнить нельзя помиловать
« Последний ответ от Александр Н-Р. 24 Марта, 2024, 00:41:36 »
Сегодня в сми активно тиражируется тема обсуждения введения в стране смертной казни за терроризм.
Выскажу личное мнение. Жизнь каждому человеку дал Бог. Только Он и является ее распорядителем.
Поэтому в современном мире, с учетом имеющихся плюсов и минусов, и довольно противоречивого положения дел, считаю, что смертную казнь для кого бы то ни было, включая террористов, ввести в стране можно лишь при условии управления такой страной Монархом или Посланником Бога (Духовным вождем), единолично рассматривающим, решающим и подписывающим каждый конкретный приговор. Кто-то один на постоянной основе должен держать перед Богом, людьми и своей совестью за это ответ и решать, кого казнить, кого миловать не как что-то происходящее вовне, а словно бы касающееся его самого, его детей и близких, потому что преступления такого рода зачастую оказываются обусловлены огромным количеством внешних факторов, ошибок и недоработок, в том числе системных. Монарх отвечает за весь народ и каждый ее гражданин - это его дитя. Ответственность здесь иного рода. В странах, где управляют слишком многие и законы принимаются в огромном множестве и в том числе исходя из интересов и предпочтений разных групп, принятие такого критического закона может породить очень большие перегибы и проблемы для всего общества, для его будущего, особенно для общества, не слишком еще духовно образованного и развитого, мнением которого легко управляют те, в чьих руках масс-медиа, деньги и доступ до властных структур.
То есть, по моему мнению, принятие такого рода закона допустимо лишь при условии заведомого принятия решения ввести указанную выше форму правления, иначе это, увы, выглядит как произвол и самосуд, просто узаконенный. Более того скажу. Может случиться так, что принесенная цена даже спустя века не окупится предполагаемой пользой.
Нужно хорошо думать и тщательно взвешивать. Это тот момент, когда спешить точно нельзя.
25
Дорогие друзья.

Сегодня у нас траур, мы все скорбим о погибших в Крокус сити и значит самое время задуматься над жизнью и смертью, над смыслом бытия, над ходом человеческой истории и предпосылках наших триумфов и бед. Слава Богу, поступает информация, что некоторых террористов удалось задержать. Учитывая масштаб их злодеяния (на данный момент более 100 погибших и около полутора сотен раненных), можно представить волну народного гнева и уровень требований возмездия. Им не позавидуешь, они заслужили. Но для нас с вами, для тех, кто руководствуется прежде всего Духовными законами и принципами, главным должно быть всё-таки не это, нам нельзя становиться такими же как эти террористы, т.е. жаждавшие крови мракобесы, для нас важнее выяснить причину, источник, который задумал и реализовал столь ужасный сценарий на глазах у всего мира. От Бога причину мы уже разобрали и поняли, опускаемся на следующий уровень: хотелось бы узнать, где причина с точки зрения недружественных стран, сообществ и т.п. Потому что вместе с этим пониманием у нас появится точное знание о самом большом современном материализованном враге рода человеческого, отношение к которому станет именно таким, какого он и заслуживает, причем, на всех уровнях и не только со стороны России. Узнав заказчиков, мы, и вместе с нами весь мир, обнажим источник "чистого зла". И тогда уже ничем его не оправдаешь и не замаскируешь, как это на сегодня еще пытались в информационном пространстве делать разные источники в разных с виду двусмысленных ситуациях. Здесь никакой двусмысленности нет в помине да и быть не может: убивать людей просто как людей - такое звериное отношение говорит само за себя.

И наша задача, еще раз повторюсь, сохранить собственное здоровье души и разума, не опуститься до их звериного уровня, потому что каждый получает по итогу то, чего он достоин по своему статусу, а такие ситуации этот статус и показывают: мышь может думать, что она хозяйка полей, но только до момента, пока не появляется змея, а змея может свободно питаться мышами, пока на территории не появляется человек. Мы - Человек. А кто они - жизнь и следствие и покажут.
Еще раз наши соболезнования всем родственникам погибших. Держитесь, братья, мужайтесь, Россия с вами. У нас сильная страна, сильные люди, пройдём и через это.

О необходимости оздоровления людей и всего общества в целом. Завершающая часть интервью записанного практически ровно месяц назад, 24 февраля 2024 года.
https://youtu.be/OmL1L2bylHo
26
Трудные выдались дни, трагичные. Выражаю искренние соболезнования всем близким погибших сегодня в Крокус сити. Раненным желаю скорейшего выздоровления, испытавшим стресс - быстрее оправиться. Погибшим - Царствия Небесного! Скорбь, боль и возмущение народа понятны и вполне оправданы. Разделяю их целиком и полностью: мы один народ и все друг другу братья и сестры. Их боль - наша боль, их раны - наши раны.
Но стенать и искать врагов - не буду, мне все предельно понятно о происходящем, и имею на все происходящее свою личную точку зрения, с духовно-нравственной позиции. В любой ситуации нужно исходить из следующего Божьего правила: всегда более прав тот, кто больше пострадал. И хоть столичные беззаботные гуляния во время Великого Поста и проведения страной СВО - по меньшей мере, тянет на неуважение как к традициям, так и к собственным защитникам, - оказаться на линии огня в конец осатаневшего дьявольского отродья в такой момент автоматически меняет статус на искупающего грехи, а значит - святого. Опять же, подчеркну, это с позицию человека верующего. Сегодня они пострадали для нас, во имя нас и даже вместо всех нас. Чтобы научить чему-то критически важному всех нас. Чтобы заставить задуматься. Еще раз! Пока еще не поздно. А думать есть на чем. Мы - Божий народ и Он с недавнего времени обязался нас защищать. Но такую защиту нужно заслуживать каждодневными божьими делами и правильным отношением к тому, что исходит свыше. Если нас убивают, значит, Бог не защищает, а если не защищает, то что-то не то или не так делаем, возможно делаем, но в чем-то не дорабатываем? Логика верующих всегда очень простая. Сегодня, когда вера не альтернатива, а осознанная необходимость, у нас уже просто нет роскоши ни игнорировать это понимание, ни откладывать на потом, ни оправдывать себе как-то иначе, чем оно того заслуживает, как выглядит.

Конечно каждое печальное событие имеет свои причины и не случается просто так, откуда ни возьмись. Причин обычно много, они многоуровневые и накапливаются иногда годами и десятилетиями, как болезни. Я призываю сегодня наше руководство впервые использовать эту сложную ситуацию, которая открыла по сути дела очередной "ящик Пандоры", как повод задуматься не только над видимыми, поверхностными причинами, но и погрузиться глубже. Думаю, там уже знают, о чем я говорю. Должны были бы знать, потому что это в интересах страны и ее дальнейшего развития. Мы - Божия страна и спуску нам не будет. Мы заключили Договор с Богом. Его следует выполнять. Тогда и у нас всё будет замечательно или хотя бы в пределах нормы.

Да, сейчас больно и эмоции пляшут. Но даже в порыве эмоций мы не должны грозиться поубивать всех, кто убивает нас. Наш президент всегда подает в этом замечательный пример своей выдержкой и хладнокровием. Ведь если начать спускать всех собак друг на друга, то таким путем весь мир в самые сжатые сроки поубивает друг друга, поводы найдутся, уж поверьте. Реагировать - да, отстреливаться, когда стреляют в нас - да, бить, когда обижают наших - тоже нормально. Не давать продыху врагу, ищущему твоего горя, и защищать своих граждан - это святое. Но при этом мы должны хорошо понимать, что большая часть наших проблем порождается нами самими же и одними драками мы эти свои проблемы не устраним. Драки и есть сигнал о том, что мы духовно не работали. Ведь если мы в ситуации, когда нужно драться - то сами же до этого и довели. А довели не чем-то ведь, а своим собственным поведением, какими-то ошибками и недоработками. Ни в чем неповинные люди обычно ведь в драки не попадают, не так ли? А мы зачастую, не решая свои, Богом нам посланные задачи, уже хотим решать чьи-то, отстаивая свои права не замечаем, как начинаем навязывать другим и свою волю. А потом еще и свою волю незаметно можем начать противопоставлять воле Божьей. А это неправильно. И значит, нужно в первую очередь решать именно свои проблемы, даже если они мелкие и как бы не такие уж важные, а решая их у себя, потом наблюдать их автоматическое, пусть и не сразу, решение и у других. Всё человечество живой организм, что с одними, то и с другими. Значит, мы, Россия, должны быть той частью этого организма, которая здоровая или начала оздоравливаться. Силою духа. Милостью души. Правильным пониманием. Точным реагированием. Исправлением себя, своих ошибок и грехов. Мы, сказавшие, что "С нами Бог" теперь должны строго этому соответствовать: Бог - главный. Он сказал - мы делаем. Быстро, точно, в срок. Тогда и Он будет соблюдать свою часть Договора.

И как совершенно правильно подметил недавно Патриарх: в Писании сказано: "Милости прошу, а не жертвы". Мы должны четко усвоить, что если мы не будем милостивы, только тогда от нас потребуются жертвы. А чем мы будем жертвовать - это уже определяет сам Господь, как видим. Милость же - это доброделание, это умение идти навстречу другим людям и Богу. Это милосердие в том числе. Умение прощать других, отпускать им грехи и, простите, за такое выражение - амнистировать их. Я уже писал о том, что амнистировать - это вообще-то не только право, но и святая обязанность тех, кто имеет власть, ведь властью же люди и наказаны, закон всегда привязан к обслуживанию какой-то конкретики, каковы люди - таковы и их законы. Значит, наказываются в большинстве случаев люди условно: для одних они преступники, а для кого-то и герои и каждый по своему оправдывает свою точку зрения. Не так ли? Но есть Высший Суд, Божий. А одно из правил Бога: что делаешь другому - получаешь, в конечном счете, и себе. Амнистируя других, прощая других, снимаем грехи и с себя. А нет грехов - нет и наказания от Бога. Это тоже просто и логично. Одно из условий благополучия власти - умение прощать. Если люди виноваты перед Богом - он сам найдет способ, чем их покарать, уж поверьте. Но амнистировать нужно таких, кто действительно не виновен или виновен условно, а не всех подряд, здесь нельзя ошибаться. Примеры таких людей я тоже уже приводил.

Вот цитата из проповеди Патриарха http://www.patriarchia.ru/db/text/6113175.html :

Проходя поприще святого поста, мы должны знать средства, при помощи которых мы можем действительно достигнуть его целей. Достичь изменений в своем сознании, в своем восприятии жизни, в своем целеполагании — другими словами, в тех сторонах человеческого бытия, от которых во многом зависит не только подлинное благополучие человека здесь, на земле, но и способность обрести жизнь вечную в Царствии Божием. У греков часто употреблялось слово ἔλεος, «милость». Под этим словом подразумевалась некая добродетель, чаще всего по отношению к соплеменникам, родным, близким, и практически никогда — по отношению к тем, кто был далек или оставался за пределами круга личных интересов. Но Господь дает заповедь, которая словно нарушает эту обычную человеческую логику. Он говорит: «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6; Мф. 9:13, 12:7). То есть даже жертвоприношения, предписанные Священным Писанием, не были угодны Богу, если не сопровождались, в первую очередь, готовностью прощать людям их грехи.
27
Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

22 марта 2024 г. 16:04

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры!

В этот день мы вспоминаем подвиг святого великомученика Феодора Тирона. Уже много было сказано о значении поста, о его духовном смысле, о том, что пост являет собой замечательное средство, с помощью которого каждый христианин способен принести покаяние — по-гречески «метанойя», а по-русски «изменение, перемена». Покаяние и есть перемена от худшего к лучшему; перемена образа мыслей, перемена целеполагания, которое нередко так далеко от цели спасения и жизни вечной. Ведь мы чаще всего живем другими мыслями, другими проблемами озадачиваемся; мы тратим время, силы, энергию, но не на то, от чего зависит наше подлинное благополучие здесь, в дни земной жизни, и, что особенно важно, наша участь в жизни вечной.

Когда Церковь призывает думать о смерти — не как о прекращении жизни, а как о переходе в иную жизнь, — результат этот перехода непременно связывается с тем, как человек жил, как он думал, что чувствовал, что делал и вообще, в какой степени он исполнял волю Божию. Удивительно, но суеты, в которой мы живем, становится все больше. Казалось, теперь практически никто не прилагает больших физических усилий, чтобы себя прокормить. Появилось множество машин, механизмов, развиваются наука и техника, а время будто сокращается, и напряжение еще более возрастает, что святые отцы называют диавольским поспешением. Столько сил мы употребляем, чтобы перемещаться из одного места в другое как можно быстрее; используем механизмы, чтобы как можно быстрее совершать некие технологические процессы; мы все время напрягаем свой ум, чтобы делать что-то быстрее, — а время всё сокращается. А не потому ли это происходит, что мы ум свой напрягаем и стремимся делать быстрее дела, которые важны лишь для нашей земной жизни, для нашего земного благополучия? Может быть, они действительно необходимы для народа, для страны — тогда, несомненно, и эти дела нужно совершать. Но для христианина никакое дело не может быть более приоритетным, чем молитва. Потому что через молитву мы с Богом соединяемся; в молитве мы испрашиваем у Господа помощь, в том числе на дела, которые совершаем по долгу службы или по велению совести.

Великий пост и помогает нам, или должен помочь, правильно расставить приоритеты. Суета поглощает большую часть нашего времени, отрывая нас от молитвы, от посещения храма Божьего, от совершения добродетельных поступков, затмевая те цели, от достижения которых зависит, будем мы оправданы на Суде Божием или нет. Но Великий пост дает нам возможность определить наше подлинное целеполагание, осознать, что главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего. И не только после смерти, но и здесь, на земле, стяжание Духа Святого, радости, силы духовной, благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, которая дает силы и для решения земных задач, с которыми мы по жизни сталкиваемся. Другими словами, пост — это время, когда мы должны задуматься о том, куда должны быть приложены все наши усилия. А для того чтобы мы получили оправдание у Господа, должны быть выполнены два непременных условия: крепкая веру, которая сопровождается молитвой, потому что вера без молитвы — это не вера, а также добрые дела, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). И результатом нашего постнического подвига должно стать укрепление в навыках молитвы и доброделания. Мы очень быстро почувствуем, происходит что-то в этом направлении или нет, достигаем мы результатов или нет. Непременным знаком того, что достигаем, является изменение нашего внутреннего духовного состояния: мы становимся счастливыми людьми, многие скорби и заботы отступают. Приоритеты жизни выстраиваются в соответствии с Божиим повелением, а потому исполнение задач, которые мы в соответствии с Божиим повелением совершаем, наполняет нашу душу радостью, даруемой Самим Господом.

Поэтому наша основная мысль во время поста должна быть направлена именно на то, что и как мы должны делать, чтобы изменилось во благо наше внутреннее состояние. Церковь помогает нам ответить на эти вопросы. Мы должны молиться более продолжительно и более усердно, чем обычно. Посещать храм Божий, потому что молитва в храме имеет особую силу. Я неоднократно об этом говорил: в храме молитва каждого соединяется с молитвой других, и возносится к небу огромный столп духовной энергии сотен и тысяч людей, достигая престола Божиего. Вот почему молитва в храме не может по силе своей сравниться с молитвой домашней, какой бы продолжительной эта домашняя молитва ни была. И, конечно, покаяние — когда еще мы можем так задуматься о своей жизни, как не во время Великого поста, и принести раскаяние в своих грехах? А если приносим раскаяние в грехах, то ведь непременно вспомним и о том, что мало делаем добрых дел, а иногда и вовсе не делаем. Что мы не замечаем других людей, что живем только для себя и даже в храм ходим, потому что нам здесь хорошо. Конечно, правильно поступаем, что ходим в храм, но если ходим, а о добрых делах забываем, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), потому что не имеем любви к людям.

Все эти мысли должны наполнять наше сознание и преломляться в духовном подвиге, который каждый из нас принимает на себя во время Великого поста. И в течение богослужений, и во время домашней молитвы нужно просить у Господа то, о чем я только что сказал. Исповедоваться также в грехах своих и просить, просить у Господа помощи на нашем жизненном пути, чтобы путь этот был отмечен духовными плодами, которые только и помогут нам войти в Царствие Божие. И да поможет нам Господь с верой и любовью, сопровождая все это добродетелью, достойно совершить постное поприще во спасение душ наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6114174.html
28
Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

21 марта 2024 г. 22:58

Вечером 21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преподобному Иоанну Дамаскину принадлежат такие слова: человек, состоящий из души и тела, имеет духовную составляющую, которая должна господствовать, то есть управлять телесной. Эта мысль святого Иоанна Дамаскина не является оригинальной — она проистекает из слова Божия. Душа — бессмертное начало в человеке; кто-то в это верит, кто-то не верит, но от того сам факт никуда не исчезает. Душа бессмертна, только верующие люди, зная об этом, стараются поступать так, чтобы не повредить своей душе в дни земной жизни, а люди, не верующие в то, что есть вечная душа, не задумываются о ней и вообще воспитанием своей души не занимаются; их беспокоят другие, как им кажется, более важные вещи.

Но как бы ни заблуждались люди в отношении того, что человеческая душа существует и что она бессмертна, факт ее существования, как и факт бессмертия, подтверждается не только словом Божиим, но и культурой человеческой, мировой культурой. Это отображается и в искусстве, и особенно важно в истории, потому что на основании представлений о бессмертии человеческой души формулировались этические законы, формировалась этика человеческих отношений. Конечно, этика опиралась, в первую очередь, на слово Божие, но ведь именно в слове Божием утверждается бессмертие человеческой души.

К сожалению, в безбожные времена понятие о Боге было вытеснено из сознания людей, вера в Бога сменилась верой в человеческие изобретения и философские учения. Конечно, все эти новые и новейшие идеи нанесли и наносят огромный ущерб человеческой душе, а через это и качеству человеческой жизни. Иногда, узнавая новости из телевидения или прессы, удивляешься тому, что происходит, — насколько жестоко люди относятся друг к другу, как много вокруг несправедливости, как много того, что разрушает целостность жизни, обрекает людей на несчастье, — и это несмотря на развитие науки, техники, гуманитарных знаний!

Что же происходит, в самом деле? Неужели человек, достигший такой интеллектуальной высоты, не в состоянии избавиться от злобы, неприязни, зависти, не говоря уж о конфликтах межличностных, семейных, межгосударственных? Развивается человеческая мысль, создаются политические доктрины, а войны не прекращаются и становятся все более ожесточенными. Где же человеческий разум? Где чувство самосохранения? Где якобы благоприобретенная в результате так называемого прогресса способность человека управлять своим поведением, поведением общества и государства?

Происходящее в мире свидетельствует о том, что у человека нет такой способности. Множество философских школ и разного рода учений вооружали людей знаниями, как следует себя вести, в том числе в условиях конфликта. Но ведь мало что помогло. Конфликты XX века страшнее конфликтов века XIX-го, конфликтный потенциал общества только возрастает, и жестокость, несмотря на все гуманистические идеи и якобы гуманистическое воспитание современного человека, никак не понижает свой градус.

Отчего это происходит? А происходит это от того, что зло — это онтологическое начало, которое существует независимо от человеческой воли, которое персонифицируется в темной диавольской силе. Это реальность, которая воздействует на сознание и, подчиняя себе людей, способна управлять и общественными, и политическими процессами.

Те, кто отрицает только что сказанное, глубоко ошибаются. Человек, игнорируя сам факт существования онтологического зла, себя обезоруживает. И это доказывается именно тем, что зла не становится меньше, конфликты не затухают, но, как я уже сказал, становятся все более кровопролитными, более жестокими, более отчаянными, несмотря на весь реальный научно-технический прогресс, свидетелями которого мы являемся.

Так в чем же дело? А дело в том, что человек, состоящий из тела и души, забывает, что душа есть реальность. Не миф, а такая же реальность, как тело. А если люди теряют представление о душе и не верят в ее существование, горизонт их видения сужается. Все силы направляются на попечение о материальном, с тем чтобы плоть благоденствовала, а забота о душе уходит на периферию мысли и сознания.

К чему это приводит? Как мы видим, это приводит к нарастанию зла в мире. Мы видим, как осложняются отношения межличностные, семейные, как разжигаются конфликты между государствами. И что же, при всем развитии науки и философии, никак нельзя справиться с этим нравственным регрессом? Ведь разрабатываются достаточно гуманные законы, успешно развиваются гуманистические направления в философии, в общественном сознании, но не справляется вся эта мудрость с человеческим грехом. И грех, покуда его невозможно остановить, имеет склонность расширять пространство своего влияния, что мы и наблюдаем в определенных сферах общественной жизни.

Власть — та самая, которая несет по Божиему установлению ответственность за жизнь людей, у которой меч при бедре, как говорит Священное Писание, — обязана ограничивать зло, что и совершается через работу правоохранительных органов. Тем не менее зло не исчезает и конфликтов не становится меньше — как на уровне личности, так и на уровне общества, государства, международных отношений.

О чем все это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что зло — реальность. И чем больше мы отрицаем существование онтологического зла, именуемого диаволом, тем больше у него пространства для воздействия на род человеческий. А человеческая история будет продолжаться до тех пор, пока количество мирового зла не превзойдет добро в масштабах всей цивилизации. И если мы говорим о конце света, отталкиваясь от Апокалипсиса Иоанна Богослова, мы должны иметь в виду, что конец света — это и есть тотальное господство зла. Потому что зло нежизнеспособно, и какими бы средствами — продление жизни, укрепление здоровья, установление международного мира — человечество ни обладало, возрастание зла все может обернуть в прах и пепел, что и произойдет в конце человеческой истории.

Памятуя обо всем этом, мы должны помнить, что борьба со злом, то есть борьба за жизнь, за будущее рода человеческого, осуществляется, в первую очередь, в рамках нашей личной жизни. Церковь призывает жить по заповедям, призывает людей к тому, чтобы они делали добро. Церковь обращается прежде всего к личности человека. Кто-то это слово принимает, кто-то отвергает, но ведь Церковь говорит не от себя — она транслирует Божие слово, сопровождая его соответствующими комментариями. Так может, необходимо больше доверия к слову Божиему? Которое свидетельствует о конце человеческой цивилизации, то есть о том времени, когда зло настолько восторжествует, что человеческое общество в мировом масштабе потеряет способность к существованию.

Иногда, критикуя Церковь, люди говорят: «Вы все о душе говорите, а лучше бы вы о жизни подумали. Что вы уводите человека в какие-то загробные эсхатологические дали? Здесь надо устроять жизнь, здесь нужно бороться за человеческое счастье» (особенно марксисты любили особенно так говорить). Все правильно, только бороться за счастье нужно так, чтобы оно сопровождалось реальным духовным прогрессом личности и человеческого общества. А если мы изгоняем Бога из нашей жизни, то совершенствование человека и общества становится невозможным. Потому что Господь положил законы человеческой жизни, и только их исполнение может обеспечить прогресс личности, а значит, и общества.

Иногда нас обвиняют: «Вы ретрограды, вы живете в прошлом и вообще отсталые люди». А кто на самом деле, кроме Церкви, думает о будущем? Кто, кроме Церкви, говорит о том, что может привести к личной, семейной или вселенской катастрофе? Только Церковь говорит, что такой силой является грех, который, распространяясь, поглощает и личность, и общество, и государственные и надгосударственные структуры. Тот самый грех, что пришел в мир через грехопадение первых людей. Поэтому наше с вами служение, наша с вами проповедь, наша с вами молитва — не только о своем спасении, но о спасении мира. И очень важно, чтобы каждый православный христианин понимал: живя по закону Божиему, он не только душу свою спасает, но и влияет совершенно определенным образом или, по крайней мере, должен влиять на жизнь других людей. А наша общая задача — через добрую христианскую жизнь распространять вокруг себя веру в то, что люди, живя по Божиему закону, не только могут быть действительно счастливыми, но и могут иметь надежду на жизнь будущего века, на жизнь рода человеческого. Потому что только грех способен разрушить жизнь на нашей планете.

Мы живем в особое время. XXI век, люди стали другими, философия стала другой, наука и техника бурно развиваются. Но как важно, чтобы в этих условиях бытия общества и человека, абсолютно отличных от прошлого, люди верующие стремились сохранить свою веру! А Церковь и духовенство должны сохранять мотивацию, чтобы проповедовать слово Божие, но так, чтобы это задевало человеческие души, чтобы люди понимали, что это — проповедь о жизни. И не только о жизни будущего века, хотя в первую очередь об этом, но и о жизни здесь, на земле, о человеческом счастье, о благополучии, о способности рода человеческого к самосохранению. В этом миссия Церкви, и эта миссия действительно переходит через всякие политические и национальные границы.

Церковь должна провозглашать Божию правду о мире, о человеке, говорить о том, что именно грех — самая страшная опасность для личности, общества, государства и всей планеты. Мы как Церковь должны осознавать ответственность за каждого верующего человека и осознавать также глобальную ответственность, молиться и трудиться, чтобы зло не распространялось в нашей стране, среди нашего народа и чтобы Отечество наше, отмеченное особой историей, было способно духовно влиять на все, что в мире происходит.

Сегодня, благодаря изменению отношений между Церковью и государством, у нас действительно появляются большие возможности. Церковь может говорить настолько громко, чтобы нас слышали и люди малорелигиозные, и совсем нерелигиозные, и даже те, кто пребывает далеко за пределами нашего Отечества. Наша традиционная мистика, традиционная аскетика сфокусированы прежде всего на личность, и это правильно. Но через опыт личной жизни во Христе мы можем и должны распространять свет Христов вокруг себя и молиться не только о себе, но и о стране нашей, о народе нашем, а у кого хватает сил — вообще о всем Божием творении. Чтобы Господь снизошел к слабостям и грехам нашим и даровал миру жизнь, дал всем нам возможность, сохраняя в сердце веру и надежду на спасение, таким образом осуществлять свое христианское призвание, дабы не только душа наша получила оправдание на Страшном Суде, но и мир уверовал. И да поможет нам Господь именно так, а не иначе, осуществлять свое христианское призвание. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6113968.html
29
Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Донском монастыре г. Москвы

20 марта 2024 г. 22:39

Вечером 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста Церковь предлагает нам совершенно определенные средства, для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему, укрепиться в вере, благочестии, доброделании. Прежде всего, конечно, богослужение. Ведь обычно мы не каждый день ходим в храм, а вот на первой неделе Великого поста большинство православных христиан посещает храм ежедневно. Мы чаще причащаемся, стараемся не пропускать воскресные богослужения — другими словами, наша религиозная жизнь становится более интенсивной, и это не может не отражаться благоприятно на наших поступках и на наших мыслях.

Вот о мыслях мне и хотелось бы поговорить. Есть замечательные слова в Пространном катихизисе митрополита Московского Филарета: вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Это очень точная формула. Святитель Филарет писал свой катехизис в те времена, когда в православной России стали развиваться рационалистические и материалистические убеждения, когда многие, опираясь на свой разум, стали отходить от Православной Церкви. Поэтому святитель и подчеркнул значение разума, ведь для того чтобы верить в Бога, нужно голову подключать, нужно опираться на свой разум, искать определенные доказательства, анализировать свою жизнь или, если угодно, историю рода человеческого — с тем чтобы разумно прийти к убеждению в существовании Господа.

Но слова святителя свидетельствуют еще и о том, что разум, ввиду многих перемен в жизни каждого человека, не может постоянно удерживать религиозное чувство, если оно остается только на рациональном уровне. Вера начинается в разуме, но принадлежит сердцу. Если же этого перехода нет, если мы верим философски, с точки зрения неких убеждений и логических доказательств, но сердце наше не охвачено верой, то такая умозрительная, философская вера очень непрочна. Ведь мы знаем, как русская интеллигенция растеряла свою веру — у нас были и философы, и мыслители, но пришла другая власть, началось воздействие на сознание людей, и многие от веры отказались, потому что не была крепкой вера, которая основывалась только на разуме.

Что же происходит с человеком, когда вера, возникшая в разуме, переходит в сердце? Мы обладаем разными органами чувств, но есть одно чувство, которое плохо описано в науке. Собственно, оно и не является чувством с научной точки зрения, хотя каждый убежден в его реальности. Я говорю о чувстве, которое испытывает сердце человека. Например, мать сидит дома, ребенок побежал гулять, и вдруг у нее сердце заныло. Она чувствует: случилось что-то плохое. Одевается, бежит и находит ребенка в каких-то стесненных или даже трагических обстоятельствах. Что же пробудило в ней тревогу? Не разум, не зрение, не слух, а чувства, отобразившиеся в ее сердце, в учащенном пульсе.

Еще раз хочу процитировать замечательные слова святителя Филарета: вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Очень важно, чтобы к ним прислушались современные люди, многие из которых приходят к вере в Бога рационально, в том числе на основании размышлений об истории рода человеческого, истории нашей страны или о том, что сегодня происходит с цивилизацией, о всех этих бесконечных кризисах, порожденных человеческим грехом. Всё это очень часто убеждает людей в том, что есть высшая сила, но также и темная сила, а иначе как можно было бы объяснить многие безумства человеческие? Эти рациональные суждения необходимы, но они не являются достаточно надежными, потому что, если человек верит в Бога лишь рационально, то, сталкиваясь с некими аргументами, которые ставят под сомнение бытие Божие, он может ими увлечься. Но это никогда не произойдет с человеком, который поверил в Господа разумно, и вера стала его жизнью, самым главным и самым сильным чувством.

Церковь как раз и предлагает, чтобы люди современные перевели религиозные убеждения из сферы разума в сферу чувств. И если это происходит, человек становится очень сильным в вере. Мученики не отрекались от веры и шли на страдания за Господа не потому, что у них были убедительные рациональные аргументы. Никто не вспоминал ни о каких аргументах, когда христиан обмазывали смолой, подвешивали на столбы и поджигали. Но ведь никто не отказывался от Господа, если чувства были очень сильные, вера была очень сильная — настолько, что охватывала все существо человека и он просто не мог отречься от Господа.

Но и в наше время мы должны иметь живой опыт переживания божественного присутствия в нашей жизни. А происходит это тогда, когда в ответ на нашу молитву мы что-то получаем. Иногда люди отмахиваются и говорят: «это стечение обстоятельств». Действительно, те, кто был воспитан под воздействием атеистических идей, с трудом отказываются от своих убеждений, даже когда лицом к лицу сталкиваются с Божиим чудом. Но вера, которая начинается в разуме, должна обязательно переходить в сердце. Собственно в этом задача Церкви, задача пастыря, да и каждого верующего. Надо, чтобы именно в сердце хранилась вера. Ведь сердце –  это удивительный орган. Если сердце останавливается, человек умирает. Заведенное во чреве матери, сердце работает без остановки, это почти вечный двигатель. Только вдуматься: до 70, аще в силах до 80 и даже 100 лет этот орган работает без остановки. И всякие объяснения невероятной силы сердца не убеждают человека, пока не подключишь религиозную аргументацию и не поймешь, что это Господь завел сердце и оно остановится тогда, когда Господу будет угодно.

Другими словами, наши размышления о жизни, об обстоятельствах, которыми сопровождается наше бытие, о плохом и хорошем, с которым мы сталкиваемся, мы всегда должны пропускать через наши религиозные убеждения. Наша вера должна быть критерием оценки того, что происходит в мире, в обществе, в отношениях между людьми. Но в первую очередь именно вера должна быть главным фактором, определяющим мотивацию наших жизненных поступков.

Без такой веры — разумной, связанной с очень твердыми убеждениями, с готовностью ее защищать — современный человек не сможет сохранить свою религиозность. И примеров тому очень много. Некоторые интеллигентные люди говорят: «Я верю, но в церковь не хожу». Такая вера — абстрактная, на уровне общих размышлений, — или, точнее, такое безверие не спасительно. Спасительна только та вера, которая укрепляет человека на жизненном пути, ограждает его от грехов и ошибок, которая живет в его разуме и его сердце.

Поэтому каждый верующий не должен быть безразличен к тому, что происходит в его сознании. Каждый из нас сталкивается с некими вызовами, будь то идеологические, философские, бытовые, культурные. И если некоторые из них порождают сомнения в нашем сознании, то мы не должны с этим мириться, мы должны их искоренять. Для этого нужно читать соответствующую литературу, иметь общение с духовником, а духовник должен быть достаточно подготовленным, образованным не только богословски, с тем чтобы уметь убеждать современных людей. Поэтому я не понимаю, как могут иные наши монахи говорить: «А мне не нужно образование». Если тебе не нужно образование, то не иди служить в храм, иди в пещеру, в лес, и там спасайся. Но если ты дерзаешь встречаться на исповеди один на один с современным человеком, изволь сам быть образованным, хорошо знать, чем живут современные люди, с тем чтобы у тебя было ясное понимание того, как ты можешь помочь человеку, если вдруг сомнения вошли в его сознание. Помочь не воспроизведением штампов, а живыми словами, способными убедить, а значит, спасти человека.

Все эти мысли приходят на ум в дни Великого поста, потому что, действительно, пост — это особое время размышлений. Размышлений о жизни, о том, что для нас важно и что менее важно, что для нас самое главное и сколько внимания мы этому самому главному уделяем.

Нельзя пропустить дни Святой Четыредесятницы, но нельзя просто отстоять на службе, уйти и все забыть. Мы должны постоянно оставаться в атмосфере этих замечательных спасительных дней, мы должны больше читать Священное Писание и, если есть возможность, творения святых отцов. К сожалению, не всегда святоотеческие тексты понятны и убедительны для современного человека, но есть много хороших умных книг, написанных богословами нашего времени, которые помогают разобраться в вопросах, нередко возникающих у наших верующих. Другими словами, Святая Четыредесятница — это время молитвы, время воздержания, время поразмыслить и о своей вере, и о своей жизни, а через эти размышления, через молитву в храме, через причащение Святых Христовых Таин укрепиться в мысли о том, что мы на единственно правильном пути, который открывает нам перспективу общения с Самим Богом, Творцом, Спасителем и Судией нашим.

Да помогает всем нам Господь и в молитве, и в мыслях, и в трудах спасительно провести дни Святой Четыредесятницы. Храни вас Господь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6113637.html
30
Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

20 марта 2024 г. 15:18

20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Время Великого поста — это время, которое дается нам, чтобы мы укрепились в добродетели воздержания, в молитве, а также в доброделании. Что касается доброделания, то это достаточно понятная для всех категория — хорошо известно, что многие занимаются совершением добрых дел, существуют целые организации, и действительно, благодаря доброделанию идут быстрее на поправку раненые и больные, обретают надежду те, кто оказался в трудном материальном положении и потерял всякую надежду. Доброделание ни у кого не вызывает никаких вопросов — ведь так оно и должно быть.

А вот другая добродетель — воздержание — понятна далеко не всем. Для человека, далекого от Православия и вообще от христианской традиции, не задумывающегося, чтО есть вера, что значит человеческая жизнь и что значит жизнь загробная, воздержание — абсолютно непонятная тема. «Зачем воздерживаться? Я же работаю, зарплату получаю — почему я не могу купить себе или своей семье что-то повкуснее, калорийное?» А когда такому человеку говорят, что лучше эти сорок дней скоромное не вкушать, для него это абсолютно неприемлемо. Он и представить не может, как в течение сорока дней не есть мясное или молочное. И от такого человека, даже при его доброй воле, потребуется огромное напряжение сил, чтобы он смог наконец понять огромное значение воздержания не только для духовной, но и для физической составляющей нашей природы.

Но ведь это действительно так. Воздержание от пищи — и не только от пищи, но и от дурных слов, от конфликтов — сохраняет наши жизненные силы, нашу жизненную энергию. Кстати, такого рода практики существуют не только в христианстве. И это вполне понятно: мы имеем заповедь о посте, а потому с полным доверием относимся к этому божественному установлению, а другие естественным путем, прибегая к дисциплине самоограничения, в том числе в пище, на практике опознали его огромную пользу для организма, но также и для воспитания волевых и даже умственных сил. Другими словами, не существовала бы тысячелетняя традиция поста и воздержания, если бы люди не видели в этом пользы.

Но постящийся нередко сталкивается с проблемами или, как мы теперь говорим, вызовами, на которые ему необходимо ответить. И одна из самых сложных проблем такого рода возникает, когда в семье один постится, а другие не постятся. Здесь на постящемся как бы двойная духовная нагрузка — он не только ограничивает себя в пище, уделяет больше времени молитве, но и должен как-то справляться с негативной реакцией на его пост со стороны детей, родителей, родственников, знакомых или сослуживцев.

В молодости я имел опыт работы в светских учреждениях, и помню, как всякий раз после посещения столовой мне приходилось отвечать на недоуменные вопросы: «А почему ты себя истязаешь? Да ты молодой парень, зачем тебе это надо?» И уже тогда я понял, что для людей разумных, открытых к восприятию мыслей собеседника, есть возможность понять по крайней мере рациональное значение поста. А в чем же заключается это рациональное значение? В том, что пост полезен для организма. Невозможно постоянно употреблять пищу белковую, изобилующую жирами, — это вредно, особенно для мозгового кровообращения, да и для многих других функций организма.

Но ведь мы с вами говорим сейчас не о медицине, а о духовной жизни. Так вот, если пост полезен для физического организма, то еще более он полезен для нашей души. Прежде всего потому, что самоограничение — это очень важный инструмент воспитания воли, а ведь каждый хочет быть волевым, сильным — и верующий, и неверующий.

Вот я хотел бы сегодня обратиться ко всем, кто хочет воспитать в себе сильную волю, особенно неверующим. Зачем искать неизвестно откуда взявшиеся практики такого воспитания? Да попоститесь в Великий пост — как, может быть, постятся ваши родители или ваши сослуживцы! Просто примите на себя добровольный отказ от белковой, скоромной пищи и проанализируйте, так ли вы сильны, как вам кажется. И если вы не почувствуете внутренний дискомфорт, значит, вы проникаетесь значением и смыслом поста. Но для того чтобы это произошло в сознании, в душе невоцерковленного человека, незнакомого с нашей церковной дисциплиной поста, ему нужно, по крайней мере, попробовать.

Знаю, что благодаря средствам массовой информации мои слова услышат многие. Но попросил бы и вас, мои дорогие прихожане, именно так поговорить с вашими непостящимися родными, близкими, знакомыми или соседями. С любовью, мирно рассказать им о великой пользе поста для физического состояния человека, для продления его молодости, а ведь сейчас многие, особенно среднего и пожилого возраста, очень озабочены тем, чтобы жить подольше. Хочешь жить подольше — ешь меньше мяса, жиров, исполняй предписания Церкви, которые основаны на великом двухтысячелетнем опыте, свидетельствующем о спасительном значении поста, но и о том, что пост всегда сопровождался укреплением сил физических, каким бы парадоксальным это ни казалось.

Мы живем в неспокойные времена, в том числе для нашей страны, когда весь народ должен как-то консолидироваться, собраться с силами. Мои родители, пережившие войну и ленинградскую блокаду, часто рассказывали мне, как в тяжелые для страны времена верующие страдали от притеснений. Да и не только верующие — многие страдали лишь из-за своего происхождения, и, конечно, огромным испытанием стала война. Многие на Западе, кто провоцировал эту войну, считали, что тут России и настанет конец, но Россия устояла, и немалую роль в преодолении этих испытаний сыграла наша Церковь, которая действительно была вместе с народом, которая проповедовала людям Богом данные истины, пробуждала любовь к ближним своим, к Родине и призывала к мужественной защите Отечества.

Но почему я говорю об этом в связи с постом? Потому что даже тогда, даже в блокадном Ленинграде православные постились. Можете себе представить? Многие умирают от голода, а православные пытаются, несмотря на голод, все-таки не вкушать скоромной пищи. И если бы все они поголовно умерли, то у меня не было бы таких свидетельств. А я имею свидетельства именно тех православных людей, которые даже в экстремальных условиях соблюдали пост и остались живы, здоровы, а затем женились, вышли замуж, родили здоровых детей, и кое-кто из них жив еще и сейчас.

Все эти примеры, мои дорогие, из особых периодов нашей национальной истории и вообще из истории рода человеческого свидетельствуют о том, насколько же важен пост. Может быть, мы не в состоянии до конца понять все, что происходит в нашем сознании, в нашем организме, когда мы не вкушаем скоромной пищи. Но ведь недаром Церковь говорит, что нужно поститься; и не от ветра главы своея, а от векового опыта и того вдохновения, которое получали подвижники благочестия, встававшие на путь поста.

Вот дай нам Бог и сегодня — людям, живущим в благополучных условиях, тем более православным людям, которые регулярно посещают храм, — отложить все ссылки на то, что по каким-то причинам мы не можем поститься. Вспомните мои сегодняшние слова и про блокаду, и про неверующих, и про многое другое. О том, как людям было трудно, почти невозможно поститься, — а пост соблюдался.

И да поможет нам всем Господь осознать важность поста, а без этого осознания ничего не получится. Кто-то скажет: «Да зачем вы это делаете, да кому это нужно, да хорошо ли это для здоровья», и у человека, неосознанно постящегося, мотивация к посту будет ослаблена. А она должна быть очень сильной, мы должны твердо знать, что пост — божественное установление. Ведь и пророки постились, и апостолы постились, и Сам Господь Иисус Христос постился, а значит, и мы, Его последователи, должны идти тем же путем. И да поможет нам Господь избежать искушений, связанных с постом, но, самое главное, в течение постных дней, сопровождающихся ограничением пищи и усиленной молитвой, изменить себя к лучшему. Вот об этом нужно думать больше всего и, поставив хотя бы небольшие задачи, постараться их осуществить в течение Великого поста, с тем чтобы совершить, может быть, почти микроскопическую, но реальную победу над самими собой, укрепляя свою волю к спасению и укрепляя себя в послушании Господу. А значит, укрепляя себя в надежде на то, что Господь и нам скажет: приидите ко мне, наследуйте царство, созданное для вас от сотворения мира (см. Мф. 25:34). В этой надежде мы должны пребывать — и в дни поста, и вне поста, и в течение всей нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6113479.html
Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 10