Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527750 раз)

0 Пользователей и 9 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #390 : 27 Октября, 2017, 22:21:02 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании богослужения в Александро-Невском соборе Ижевска

13 октября 2017 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершил утреню всенощного бдения в соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Викторин! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Владимирович, губернатор Удмуртии! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно всех вас приветствую и искренне рад помолиться сегодня вместе с вами.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — особенный праздник. Он установлен в честь события, которое произошло в Византии, но так уж получилось, что там, где оно произошло, этот праздник уже никто не празднует. Константинополь был окружен, у его жителей не оставалось шансов выдержать осаду, но по молитвам верующих явилась Божия Матерь, и это настолько окрылило жителей Константинополя, что они уже не боялись смерти и были готовы защищать свой город. Однако предстательством Божией Матери пред Ее Божественным Сыном враг снял осаду и ушел. Эта история так потрясла наших благочестивых предков, что они установили праздник в честь этого события, торжественно отмечаемый именно в Русской Православной Церкви. По церковному уставу богослужение в этот день совершается так же, как в двунадесятые праздники года.
Мы выражаем Божией Матери свою любовь и одновременно — веру в то, что, как Она помогла жителям Константинополя в ответ на их молитву, так и сегодня Она может помогать нам. И ведь помогает! Если бы не помогала, то зачем же собираться во множестве в этот день в храме? Зачем просить Пресвятую Богородицу? К пересохшему колодцу за водой не ходят. Увидят, что сухой, — второй раз уже не придут. То же самое — и в духовной жизни. Если человек обращается к Богу, если он взирает на небо, если просит, но не чувствует ответа, — то нет и связи человека с иным миром, с миром Божественным. Такой человек в Бога не верит, но это не значит, что он прав, потому что множество других людей эту связь реально чувствуют и многие события своей жизни связывают именно с ответом неба на их молитвы и прошения.
Каждый, кто переживает близость Божиего присутствия, сохраняет эти чувства на всю жизнь. Эти чувства могут быть более или менее яркими, они могут притупляться, но сам факт, что Господь ответил на нашу молитву, Дева Мария услышала наши слова и приняла наши моления, оставляет глубочайший след в душе человека. И уже никакая сила, никакая пропаганда, никакая вражда против веры не способны оторвать человека от той притягательной силы, которую он почувствовал через молитву, через обращение к Богу.
Владыка Викторин только что сказал, что с этого храма началось возрождение церковной жизни в Удмуртии. А давайте подумаем, что же произошло с людьми. В течение 70 лет людей не просто убеждали в том, что никакой иной жизни, кроме земной, нет, но прибегали к принуждению и даже репрессиям. За открытое исповедание веры можно было лишиться не только свободы, но и жизни. И казалось, что все закончено. Храмы опустели, их закрывали, взрывали, переоборудовали под утилитарные цели, — так сменилось три поколения, и пришло четвертое. И если первые два и даже три поколения еще воспитывались бабушками и дедушками, которые родились в дореволюционное время, то послевоенные поколения уже не имели никакой связи с той историей, с той реальностью, с тем духовным опытом нашего народа. Почему же вера сохранилась? Ни атеистические фильмы и книги, ни издевательство над верующими, ни разрушение храмов, ни гетто, в которое были загнаны остатки религиозной жизни, — ничто не могло изменить внутреннее состояние людей, которые, даже не ходя в храм, о Боге помнили. И когда вдруг все стало возможно, как же вспыхнула эта скрытая от внешних глаз подлинная духовность нашего народа! И храмы стали открывать не потому, что власть стала открытой по отношению к вере и Церкви, а потому что власть увидела, что народ, несмотря на все годы истребления веры, остался верующим.
Сегодня мы с вами живем в особое время. Россия переживает особое время. Укрепляется вера нашего народа, мы открываем множество храмов. Только за последние 5-6 лет открылось почти 6000 храмов Русской Православной Церкви. Три храма в день! Никто в мире не может понять, что происходит с русским народом, откуда все это? И невозможно сослаться на необразованность, неосведомленность, неразумность, непросвещенность, потому что наша страна — одна из самых образованных и просвещенных. Мы знаем, как сегодня развиваются наши наука и техника, несмотря на сложные внешние обстоятельства, как страна на глазах меняется, становится другой ― материально, интеллектуально, духовно. Мало кто может понять, наблюдая со стороны, что с нами происходит. Но мы-то знаем: Бог поругаем не бывает. Он слышит наши молитвы, Он слышит наше воздыхание к Нему, и на веру нашего народа Он отвечает благостыней, простирающейся на весь наш народ. Только дай нам Бог оставаться достойными того великого ответа, который мы получаем от Господа на наши скромные молитвы.
Этот храм действительно является символом возрождения Православия в Удмуртии. Эти символы мы видим сегодня по всей нашей стране. Даже там, где в старое время не было храмов, сегодня они появляются. Мне приходится много путешествовать, и я вижу, как строятся храмы на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере, в тех местах, где раньше никто не жил, но где сегодня развивается промышленность, где добываются полезные ископаемые. И строятся не потому, что кто-то так захотел, а потому что у людей есть потребность не только трудиться, но и к Богу обращаться и слышать Его ответ на свои молитвы.
Дай Бог процветания всей нашей стране. Дай Бог, чтобы никакие отрицательные и даже опасные события, которые происходят сегодня, не остановили поступательного духовного и материального движения нашего народа. Давайте помолимся и об Удмуртии, особом крае, где живут трудолюбивые люди, так много делающие сегодня для обороноспособности нашей страны и для умножения силы нашего Отечества.
Я всем вам молитвенно желаю помощи Божией. Только от веры православной никогда не отказывайтесь. Помните, как Господь помогал нашим предкам в прошлом. Как Он водил рукой Александра Невского, двадцатилетнего мальчика, отразившего агрессию во много раз превосходящего противника; как Он был с Дмитрием Донским на Куликовом поле; как Он вдохновлял преподобного Сергия; как Он укрепил и сохранил веру в нашем народе. И в ответ на верность Ему мы будем получать великие Божественные дары и в личной, и в семейной жизни; и жизнь народа нашего, страны нашей будет все более прекрасна. Пусть Господь хранит всех вас! Радуюсь возможности вместе со всеми вами помолиться и прославить пречистое и великолепное имя Царицы Небесной, Матери Божией. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 27 Октября, 2017, 22:33:21 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #391 : 27 Октября, 2017, 22:24:57 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском кафедральном соборе г. Сарапула

Версия для печати
14 октября 2017 г. 22:48
14 октября 2017 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил
Сарапульскую епархиюУдмуртской митрополии. В Покровском кафедральном соборе г. Сарапула Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Викторин! Ваше Преосвященство, владыка Антоний! Уважаемый Александр Владимирович, губернатор Удмуртии! Уважаемый Александр Александрович, мэр города Сарапула! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы — престольным праздником сего храма, в настоящее время действующего как кафедральный собор города Сарапула.
День Покрова исполнен очень важных смыслов. На праздничной иконе мы видим Божию Матерь, Которая простирает над людьми Свой плат или омофор. Когда-то в результате покровительства Божией Матери враг отступил от стен Константинополя. Молитвы были услышаны, и Царица Небесная спасла столицу Византии от гибели. Мы знаем: очень часто в жизни человека возникают обстоятельства, которые своими силами преодолеть невозможно, — необходимо Божественное, даруемое свыше покровительство.
Сравнивая покровительство Божественное с человеческим, можно прийти к важным умозаключениям. Почему один человек оказывает покровительство другому? Если это родители, которые покровительствуют детям, то это голос крови, родительская любовь. А в других случаях? Покровительство действительно бывает бескорыстным, — например, если кто-то увидел в ином человеке талант и содействует его возвышению. Но и в таком покровительстве есть некий утилитарный смысл, потому что тот, кто покровительствует, заботится еще и о том, что делает сам. А ведь это самый лучший, самый бескорыстный вид покровительства, — куда чаще покровительство мотивируется совершенно другими причинами, включая деньги, родственные связи, этническая солидарность и так далее. Так покровительство превращается в протекционизм.
Но, в отличие от всех этих проявлений человеческого покровительства, Божественное покровительство — это то, что Богу не нужно; как и Божия Матерь не нуждается ни в чем. Она в том мире, о котором мы мало что знаем. Она пребывает вместе со Своим Сыном — Сыном Божиим и Сыном Человеческим, Господом Иисусом Христом. А Бог вседоволен, как учит нас слово Божие, Ему ничего не нужно. Вся полнота бытия присутствует в Боге.
Покровительство, которое Царица Небесная явила людям, спасло Константинополь от гибели. Покровительство Божественное — это великая сила, которая дает огромную поддержку человеку, стремящемуся к утверждению добра в личной, семейной, общественной или государственной жизни. И эта Божественная поддержка чаще всего сопровождается поддержкой людей, потому что сердце человеческое чувствует, где правда, а где ложь.
Царица Небесная, Которая являет нам знак Своего покровительства, ждет от нас молитвы, чистой и смиренной веры, готовности под Ее Покровом творить добро и утверждать правду. Если мы приходим в день Покрова Пресвятой Богородицы и просим об этом Покрове, мы всегда должны помнить, ради чего мы просим. Что конкретно мы хотим, чтобы Божия Матерь восприняла нашу молитву и ответила Своим вспомоществованием? Если в глубине сердечной, беспристрастно все проанализировав, мы скажем самим себе: «В моей просьбе есть нечто, что недостойно Покрова Пресвятой Богородицы», то лучше остановиться и не просить, потому что такая молитва будет тщетна.
Сегодня все мы молимся Господу о нашем Отечестве. Наш народ вошел в непростую историческую эпоху. С одной стороны, мы возродили православную веру, мы стали духовно сильнее, и в то же время на нашем пути много соблазнов и опасностей. Но если наше общенародное целеполагание будет совпадать с волей Божией, благой и совершенной, то над нами всегда пребудет Покров Пресвятой Богородицы. В это верили наши предки, почему и говорили: «Над нами — Покров Пресвятой Богородицы».
Мне приходится общаться с разными людьми, нередко с совсем простыми. И вот однажды я беседовал с одной женщиной, и речь зашла о трудностях, с которыми сталкивается наша страна на внешнеполитическом поле. Вдруг я услышал от нее слова, которые меня очень успокоили. Она просто сказала: «Пусть Россию оставят в покое. Над ней — Покров Пресвятой Богородицы». Верю, что так и и будет, — до тех пор, пока мы будем хранить веру православную в наших сердцах, до тех пор, пока мы будем устремляться к добру и давать бой всякому злу. Покров Пресвятой Богородицы поможет нам идти дальше по историческому пути, вне зависимости от опасностей, угрожающих как извне, так и изнутри. Ибо верим, что Ее Покров сильнее всякой злой человеческой воли. Храни вас всех Господь, мои дорогие!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 27 Октября, 2017, 22:34:52 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #392 : 29 Октября, 2017, 00:07:16 »

Удивительная проповедь Патриарха, где каждое слово на вес золота!  :) 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Михайловском кафедральном соборе г. Ижевска

15 октября 2017 г. 22:09
15 октября 2017 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в возрожденном Михайловском кафедральном соборе г. Ижевска. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Сегодня, в воскресный день, читалось Евангелие (Лк. 6:31-36) и звучали слова, которые могут изменить весь мир, если претворить их в жизнь. Но перед тем как я о них скажу, давайте вместе поразмышляем о том, что является самым тяжелым для человека. Что приносит больше всего страданий и скорби — не только в личной жизни, но и в семьях, трудовых коллективах, социальных группах, в целых народах и в международных отношениях? Что опаснее всего? Опаснее всего конфликт — то, что мы в быту называем ссорой.
Ссоры, вовлекая людей на разных уровнях — от семейного до международного — настолько омрачают жизнь, что на преодоление конфликтов нередко тратятся все силы, а иногда и вся жизнь. Достаточно вспомнить все войны, которые наша страна вынуждена была принять и ответить на них всенародным сопротивлением. Какое невероятное количество людей погибло, какие колоссальные ресурсы ушли на преодоление этих конфликтов! Страшно даже подумать…
А разве наши семьи не страдают от конфликтов, когда муж с женой не могут найти общий язык, когда дети, вырастая, перестают понимать родителей? Родители изо всех сил стараются, чтобы дети их понимали, а дети отказываются — так происходит конфликт поколений. Люди объединяются в разного рода коллективы, в том числе трудовые, в общественные организации и политические партии. Казалось бы, объединяются по интересам, а сколько конфликтов внутри этих групп! Потому что каждый человек — с разными способностями, с разными возможностями, с разными амбициями. И когда стремление одного сделать карьеру сталкивается с таким же стремлением другого, вспыхивает конфликт не на жизнь, а на смерть.
Нам говорят, что в условиях рыночной экономики конкуренция — это хорошо. Быть может, так оно и есть. Но как страшно, когда конкуренция несет за собой реальный раздор между людьми, войну скрытую или открытую! Нередко люди объединяются, в том числе по национальному признаку, и как страшно, если между людьми разных национальностей вспыхивает вражда! И я уже сказал, насколько опасны для страны, для народа, для каждого человека и для всего мира международные конфликты.
Возникает вопрос: почему же люди ссорятся? Однозначного ответа на него нет. В каждой конкретной ситуации человек, вступающий в конфликт, красноречиво объяснит, почему враждовать необходимо. А что в результате? В результате скорбь и страдание. А когда люди, охваченные конфликтом, страдают, то уже безразлично, кто начал, а кто ответил. Для погибших на поле брани безразлично, кто начал, а кто ответил. Их нет, и только в благодарной памяти потомков остаются те, кто был на стороне правды, кто не шел на других с войной, кто защищал свою Родину.
Сегодня народы мира пришли в невероятное тесное соприкосновение. Мы живем в цивилизации, отличной от той, что была еще 20-30 лет назад. Границ практически нет. Мы знаем все, что происходит в мире. Многие путешествуют, но даже те, кто не имеет такой возможности, знают о том, что в мире происходит, благодаря средствам массовой информации. Разве можно было представить еще несколько десятилетий тому назад, что даже о мельчайших конфликтах, о дорожных происшествиях, о пожарах на краю земли, в тысячах и тысячах километрах от нас, мы узнаем в тот же день?
Мир меняется, и чем динамичнее это происходит, тем ближе становятся друг ко другу люди, а потому возрастает и риск конфликтов. Если люди живут на расстоянии многих километров и нет постоянной связи, то и конфликта нет. А поместите двоих в одну комнату — очень велика опасность возникновения конфликтов и ссор. Вот и мы сегодня живем в таком мире, где в соприкосновение вошли многие народы, расы, люди с разным уровнем воспитания и образованием, страны с разным экономическим потенциалом, с разной политикой, с разным отношением к человеку. И все это — буквально в одной общей квартире.
Сегодня многие ученые и политики задумываются о том, что нужно положить в основу человеческого общежития, чтобы остановить эскалацию конфликтов. Есть разные ответы, и отличия чаще всего обусловлены той или иной политической моделью, теми или иными философскими взглядами. Нередко то, что предлагают одни, непонятно, а потому и неприемлемо, для других. Люди очень разные, культуры разные…
Возникает вопрос: неужели нет ни одного общего основания? Неужели Бог создал нас такими, что в нас уже заложен потенциал конфликта и разрушения? Да ведь этого быть не может! Мы знаем, что конфликт там, где грех. Так может быть, есть какой-то общий фундамент, который дал бы людям возможность построить мирную и справедливую жизнь? Такой консенсус ищут, но не могут найти, потому что в нашем мире всё очень идеологизировано и политизировано, а то, что приемлемо для одного человека или народа, может быть совершенно неприемлемым для другого человека, другого народа.
Но Господь позаботился о том, чтобы у людей была общность вне зависимости от национальности, пола, расы, образования, положения в обществе. Силой Своего творческого акта Он вложил всем нам, в саму нашу природу, одну и ту же нравственность, которая познается через голос нашей совести. И где бы человек ни жил, голос совести работает, и именно нравственный консенсус должен лежать в основе преодоления всякого конфликта.
Так вот, сегодняшнее евангельское чтение — об этом нравственном консенсусе. А слова-то какие простые: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И точка, можно ничего больше не говорить. Если люди в основу своего общежития положат этот принцип, то никаких конфликтов не будет. В самом деле, кто же будет воевать сам против себя? Или кто будет воевать против другого, если прочно усвоит: если не хочешь, чтобы тебе кто-то сделал плохо, не делай плохо ему, как бы тебе ни хотелось? Столкнулись на жизненном пути два человека, — им тесно, оба хотят сделать шаг вперед, а путь узкий, конкуренция невероятная. Какой соблазн подножку поставить, будь то в политике, бизнесе или каких-то других делах! Вот в этот момент нужно остановиться и сказать: я этого делать не буду, потому что не хочу, чтобы против меня было сделано то же самое. А справедливость, которая так востребована людьми, восстанавливается именно тогда, когда тому, кто сознательно причиняет зло, по промыслу Божию воздается тем же.
У Бога нет пустых слов. Всё, что Господь говорит, есть истина и жизнь. Если мы основываем свою жизнь на Божественных словах, то мы способны построить счастливую семью, иметь прекрасных детей и наслаждаться их любовью и вниманием в старости, создавать сильные и открытые к другим сообщества — профессиональные, национальные, социальные и прочие; и не только укреплять свою собственную страну, но и пребывать в безопасности, при условии нравственного консенсуса в международных отношениях и внешней политике.
Всё — и добро, и зло — происходит от человеческого сердца и от человеческого разума. Мы пытаемся найти объяснение в неких объективных причинах, в неких исторических процессах, но это пустые поиски. Смотреть нужно вглубь своего сердца, контролировать свои мысли.
Наша страна прошла через тяжелые испытания. Сегодня владыка Викторин рассказал нам, что происходило в городе Ижевске, как разрушался храм. Но затем же храм был воссоздан! Значит, было не только плохое, но и очень хорошее. А это значит, что у зла нет абсолютной власти, потому что добра больше, чем зла. Если же добра будет меньше, чем зла, то зло захватит весь мир и наступит конец истории.
Иногда нам кажется, что все эти евангельские слова — это некий недостижимый идеал. Совсем нет! Очень многие люди так живут, и необязательно мы их причисляем впоследствии к лику святых. О многих мы и не знаем, но именно благодаря тем, кто так живет, мир существует. Вот почему мы должны принимать серьезно слово Божие. Не отвергать его, не насмехаться, как порой бывает, а очень серьезно над ним размышлять и принимать к исполнению. Мир, построенный по Божиему замыслу, — это прекрасный мир. И мы способны участвовать в его созидании, положив в основу жизни своей замечательные слова, слышанные нами сегодня: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #393 : 29 Октября, 2017, 00:09:34 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на 137-й Ассамблее Межпарламентского союза

16 октября 2017 г. 10:54
14-18 октября 2017 года в Санкт-Петербурге проходит 137-я Ассамблея Межпарламентского союза. 16 октября перед участниками межпарламентского форума выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Дорогие парламентарии!
Благодарю вас за приглашение на это высокое собрание. Русская Православная Церковь не один год находится в открытом и заинтересованном диалоге с парламентариями во многих государствах, где существуют наши епархии и приходы. Это происходит и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в других странах канонической ответственности Московского Патриархата, а также в иных государствах, где несет служение наша Церковь.
Я сразу хотел бы обозначить основную тему моего сегодняшнего выступления: это необходимость поиска нравственного консенсуса в современном мире и установление на его основе справедливости. Конечно, в первую очередь эта тема чрезвычайно волнует меня как Патриарха, как священника. Вместе с тем, я убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможный базис, единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире. Мире сложном, неустойчивом и непредсказуемом.
Вы помните, как в начале 90-х годов прошлого века, когда закончилось длившееся десятилетиями идеологическое противостояние двух систем, когда произошло крушение биполярной системы международных отношений, многие прогнозировали, что вот-вот возникнет «дивный новый мир», который будет стабильным, предсказуемым, благополучным и очень устойчивым. Это будущее связывалось с победой, как тогда казалось, универсальных ценностей. С легкой руки Френсиса Фукуямы был провозглашен «конец истории» как конечная точка социокультурного развития человечества, которое якобы достигло вершины и дальнейшая его судьба — лишь в распространение универсальных либеральных ценностей по всему миру и их неизбежное торжество.
Однако последнее десятилетие XX века и подходящее к концу второе десятилетие века XXI показали, что те ценности, которые утверждались в качестве базисных, универсальных, в качестве единственно возможного источника счастья человечества, не выдержали проверки временем. Мир, увы, не стал ни более спокойным, ни более предсказуемым, ни более стабильным.
Вместе с тем, в продолжающемся поиске основы для стабильности в эти же годы в жизни многих стран, а также в международных отношениях обозначились вполне определенные тенденции возрастания роли традиционных религий в общественном и культурном поле, что обусловлено как фундаментальным характером религии, так и стремлением людей сохранить нравственный базис жизни общества.
Законотворческая деятельность на протяжении долгого времени и во многом сегодня продолжает сохранять связь с вложенными Творцом в человеческую природу нравственными принципами. Однако в современном мире нередко предпринимаются попытки игнорировать эту связь. Это неизбежно приводит к дискуссии о соотношении нравственности, справедливости и закона, к дискуссии о ценностях, которые лежат или должны лежать в основе общественного развития современного свободного мира.
Вы представляете парламенты мира, и согласование различных и нередко разнонаправленных интересов, установление справедливости в форме закона — ваша главнейшая задача. Но какой может быть справедливость? У греков и римлян это понятие олицетворяла богиня Фемида или Юстиция соответственно. И сейчас справедливость, английское «justice», воспринимается нередко исключительно как буквальное следование нормативно-правовым нормам, в том числе в рамках суда.
Но существует также древнегреческое понятие Δικαιοσύνη («дикэосúни»), которое также означает «справедливость», «праведность». И это очень важная трактовка, которая еще и еще раз свидетельствует об органической связи между справедливостью и нравственностью, праведностью. Этимология русского слова «справедливость» также отсылает нас к понятию божественной Правды.
Невозможно гармонизировать интересы внутри государства, тем более на международной арене, если отделить справедливость от глубокого, проверенного веками нравственного основания. Моральные постулаты, нравственные нормы, хранимые как самой природой человека, так и религиями на протяжении тысячелетий, — это не ограничение свободы человека. Не предлог для ущемления его прав. Мы убеждены, что человек не может жить в мире, спокойствии и счастье, если в социуме нет общих нравственных ценностей, которые всемерно поддерживаются обществом и государством. Свобода как ценность не реализуема вне ответственности, которую добровольно берет на себя свободный человек. Этот выбор может быть связан с различными религиозными мировоззрениями, но он всегда обусловлен универсальным нравственным императивом.
Сегодня во многих странах ценности осмысляются в политико-философских категориях, нередко оторванных от национального культурно-исторического контекста. И хотя вышеупомянутая концепция «конца истории» ушла на периферию академической и экспертной дискуссии, в ряде обществ эти политические ценности объявляются идеалом, объявляются универсальными. А если так, то они должны быть распространены на весь мир — в существующем виде и без учета культурно-исторических особенностей разных стран и обществ. Например, людям говорят: существует ценность свободы человека. Да, эта ценность неоспорима. Но у национальных парламентов остается все меньше правовых возможностей свободно определять содержание этой ценности, не подвергаясь внешнему давлению, ревизии со стороны тех политических систем, которые провозглашают себя высшим авторитетом.
Вы представляете более полутора сотен национальных законодательных учреждений. И каждое обладает требующими уважения своими традициями, самобытностью. Именно поэтому общение между собой представляет для вас интерес. Вы разные, и в этом ваше богатство. Если же превратить Межпарламентский союз в единообразный парламент, то он будет одинаково далек от чаяний и ожиданий народов всех представленных здесь государств. И никогда не смог бы содействовать выражению и закреплению в форме закона норм, которые действительно бы служили счастью каждого человека.
В то же время, при всей разности культур, народов, учреждений мы все имеем нравственное чувство, у каждого из нас есть голос совести. Иными словами, наша разность надстроечная, если использовать когда-то очень популярную терминологию. А нравственное чувство — это подлинный базис, это действительно универсальное свойство человеческой природы, присущее нам от рождения. Не сконструированное кем-то, кто придумал «подлинные универсальные ценности», а значит, и может в любой момент их подправить, «улучшить» — в угоду тем или иным политическим, идеологическим или даже финансово-экономическим интересам. Ценность человеческой личности универсальна не потому, что человек — абстракция и существуют нормы договорной рациональной морали. Нет. В нравственном учении различных религиозных традиций мы видим совпадение, апелляцию к совести человека, которую мы, христиане, называем голосом Божьим в наших сердцах. Аксиоматика мировых религий различна, догматические учения разные, но как только мы переходим на нравственный уровень, как только говорим о необходимых базисных условиях мирного человеческого общежития, различные религиозные традиции демонстрируют нравственный консенсус. Недаром принято говорить о «золотом правиле нравственности», которое на языке Евангелия звучит так: «И как хотите , чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). На этом глубинном переживании, на наш взгляд, и основывается возможность нравственного консенсуса для человечества.
Приведу вам такой пример. В культуре всех народов существует понятие положительного героя. В изобразительном искусстве, в литературе, в кинематографе злодей не может быть примером для подражания. Даже там, где герой-злодей изображен привлекательно, силы добра все равно одерживают победу, а он терпит крах и в лучшем случае достоин сожаления. Это также отображение единства нравственной природы человека. И именно эта нравственная природа должна охраняться и религией, и культурой, и образованием, и законодательством.
Моральные императивы оказывают самое прямое влияние на жизнь не только каждого человека, но и общества, государства, на международные отношения. Нет никаких оснований для мнения, что совесть человека, мотивация его поступков не имеет никакого значения, что она попросту никому не интересна вне его частной жизни. Якобы главное, чтобы человек следовал закону, а остальное — вторично.
Я убежден, что подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести человека. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, не вызывает отклика в сердце и становится бесполезен или даже вреден для человеческого общества. Такой закон может начать охранять пороки и в конечном итоге привести к моральной деградации общества. Мы помним, как в прошлом веке в нашей стране пытались создать «нового человека», заменив нравственные нормы идеологической целесообразностью, облеченной в форму законов. К сожалению, идеи улучшения человека в соответствии с идеологией не умерли. И сегодня отрыв закона от морали приводит к тому, что — пожалуй, впервые в истории человечества — нормой закона признается то, что традиционно считалось нарушением нравственных установлений. А ведь это тоже результат признания универсальными идеологических ценностей, а не содержательной ценности нравственного базиса.
Только опирающиеся на совесть человека общие ценности, которые не могут быть идеологизированы или политизированы, и способны составить нравственный консенсус человечества. В межрелигиозном диалоге представители разных традиций опознают эту универсальную нравственную ценность, преодолевают недоверие, сообща выступают против радикализма, отстаивают позицию по вопросам, имеющим моральное измерение.
Моя встреча с папой Римским Франциском в феврале 2016 года стала примером единства позиции по вопросу традиционной семьи, по вопросу борьбы с терроризмом и псевдорелигиозным экстремизмом. Мы сообща выступили против преследования христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Эта встреча, а также реакция на нее политических и общественных лидеров, продемонстрировали на практике как необходимость, так и возможность общего нравственного консенсуса в современном мире.
Продолжаются контакты с протестантскими деноминациями, Всемирным советом церквей, наше сотрудничество с которым по многим вопросам защиты мира, разрешению региональных конфликтов осуществляется несколько десятилетий.
Продолжается наш диалог с мусульманскими общинами разных стран, также призванный укреплять общие нравственные ценности, доверие и дружбу.
Живой отклик во всей нашей Церкви вызвала гуманитарная ситуация в Сирии, наши прихожане организовали сбор и доставку помощи жителям этой страны, как христианам, так и представителям других общин.
Моральным императивом продиктовано участие нашей Церкви в карабахском урегулировании, в котором на равных основаниях участвуют христианские лидеры Армении и мусульманские лидеры Азербайджана. В начале сентября 2017 года в Москве состоялась трехсторонняя встреча духовных лидеров наших стран, посвященная этому вопросу. Результатом встречи стало подписание документа, в котором сказано о необходимости изменить само восприятие проблемы. Эта встреча засвидетельствовала миротворческий потенциал религий, который помогает нам преодолевать те разногласия, которые в иной аудитории преодолеть сложно.
Миротворческую позицию занимает Русская Православная Церковь и в связи с гражданским конфликтом на Украине, последовательно выступая за национальное примирение, отказ от вражды и насилия. Предпринимаются попытки вовлечь Церковь в противостояние, заставить ее встать на одну или другую сторону. Но Церковь последовательно и твердо проводит линию на прекращение противостояния в обществе. В очередной раз скажу, что в украинском обществе сегодня нет другой силы, кроме канонической Украинской Православной Церкви, которая могла бы стать основой для разрешения конфликта.
И здесь, сожалея об отсутствии на данном собрании украинских парламентариев, не могу не упомянуть о продолжающихся на Украине законодательных попытках дискриминировать Украинскую Православную Церковь, только за то, что она находится в канонической связи с Московским Патриархом. Предлагаемые законы, лоббируемые радикальными кругами, создадут правовые условия для бюрократического вмешательства во внутренние дела приходов и епархий, привнесут еще больший религиозный раскол в украинское общество. Как показал грандиозный крестный ход за мир на Украине, Православная Церковь в этой стране выступает исключительно за внутринациональный мир. Подобные же законодательные инициативы хотят сделать верующих и Церковь орудием внутриполитической борьбы. Это абсолютно недопустимо. Прошу вас обратить на данную ситуацию самое серьезное внимание.
Общую нравственную позицию по вопросам развития государства и общества регулярно декларирует Межрелигиозный совет России, объединяющий представителей традиционных для России религий — православия, ислама, иудаизма и буддизма. У нас огромный опыт добрососедства, и мы продолжаем идти по пути братского сотрудничества. В большинстве случаев мы приходим к нравственному консенсусу, формируем позицию по общественным вопросам, имеющим моральное измерение, и передаем ее российским парламентариям. Например, так удалось добиться принятия закона, ограничивающего азартные игры в России, повсеместное распространение которых вело к негативным последствиям для жизни многих людей.
Вот уже несколько лет под эгидой большого ежегодного церковного форума «Рождественские чтения» мы проводим Рождественские парламентские встречи, в рамках которых Патриарх и другие представители Русской Православной Церкви обсуждают с членами верхней и нижней палат российского парламента актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Эти встречи не только стали доброй традицией, но и дают мощный импульс для совместной работы, позволяют выработать тот самый нравственный консенсус, который становится базисом для законотворческой деятельности.
Представители нашей Церкви также участвуют в работе Межпарламентской ассамблеи Православия, куда входят 27 стран. В 2007 году мой предшественник, Патриарх Алексий II выступал в Парламентской ассамблее Совета Европы. И сегодня, выступая на заседании 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза, я рад продолжить традицию взаимодействия Русской Православной Церкви с народными представителями.
Уважаемые представители парламентов мира!
Разрешите еще раз поблагодарить вас за приглашение, за внимание и призвать вас быть продолжателями дела правотворчества, конечной целью которого является утверждение в обществе идеалов добра, справедливости и любви. И это возлагает на вас огромную нравственную ответственность за судьбы ваших народов и всего человечества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #394 : 29 Октября, 2017, 00:12:49 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти Первосвятителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского кремля

18 октября 2017 г. 21:27
18 октября 2017 года, в день памяти Первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В день памяти святителей московских мы совершили по обыкновению Божественную литургию в сердце Святой Руси — в Успенском соборе Московского кремля. Именно этот храм был для большинства святителей престольным, кафедральным храмом, и потому с особым чувством мы сегодня возносили святителям свои молитвы.
Радуюсь тому, что сегодня мне сослужили 37 недавно рукоположенных архиереев, которые призваны быть святителями земли нашей в XXI веке. Наше поколение уйдет, а эти молодые архиереи продолжат то, что мы сегодня совершаем. Потому на них возложена огромная ответственность за то, чтобы право править слово Господней истины (2 Тим. 2:15), хранить веру православную, единство Церкви нашей, не подвергаясь никаким соблазнам, искушениям и подстрекательствам к расколам и разделениям. От того, насколько духовно будет силен наш народ, питаемый благодатью Божией через Церковь нашу, зависит будущее страны нашей, всей Руси,а может быть и будущее рода человеческого. Потому что Отечество наше, как и историческая Русь, это огромное пространство, не только географическое, но и духовное, и мы несем особую ответственность и за народ наш, и за народы Святой Руси, и за будущее рода человеческого.
Для того чтобы понять, как нужно совершать свое служение, достаточно вспомнить труды святителей Московских.
Святитель Петр, несомненно, по вдохновению свыше перенес кафедру всея Руси вначале из Киева во Владимир, а потом из Владимира в Москву. Он оставался первосвятителем всей Руси и всегда стоял на страже единства нашей Церкви на просторах Руси.
Святитель Алексий вступил на московский престол уже в то время, когда силы, пытавшиеся разделить Русь, начали действовать, и юго-западная Русь стала подвергаться искушениям и давлениям извне, нацеленным на разрыв единства Русской Православной Церкви. Святитель Алексий все силы свои полагал на то, чтобы это единство сохранить, но политические силы уже в то время боролись с Предстоятелем Русской Церкви и не желали, чтобы он, посещая западные и юго-западные епархии, укреплял единство Церкви нашей. В то время существовала еще и напасть с Востока — татаро-монгольское иго, и нужно было думать о том, чтобы и эти иноплеменники не разрушили земли Русской. Потому на плечи святителя Алексия пала великая миссия духовного и политического служения народу нашему.
Святитель Иона после долгих лет пребывания Церкви нашей в Константинопольском Патриархате был первым, кто был избран на кафедру первосвятителей Московских и со служения которого начала отсчитывать наша Церковь свое автокефальное бытие. Он тоже взошел на Московскую кафедру в тяжелейшее время, когда Константинополь соблазнился Ферраро-Флорентийской унией и подписал унию с Римом вопреки воле православного народа. И в это время Русская Церковь осознала необходимость быть автокефальной, полностью независимой от какой-либо иной Церкви, чтобы хранить в первую очередь неповрежденной веру православную.
Святитель Макарий, выдающийся иерарх Церкви нашей, взошел на престол и совершал свое служение во времена расцвета средневекового Русского государства. При царе Иоанне Васильевиче соединилась и достигла своего могущества Русь. Положение Церкви было прочным, благоприятные внешние исторические условия содействовали укреплению церковной жизни.
Но уже вскоре святитель Филипп не мог в полной мере наслаждаться политической стабильностью и поддержкой со стороны государя, и когда тот же Иоанн Васильевич начал совершать дела, недостойные русского царя, кровью, мечом пресекая разделения, то святитель Филипп обличил царя — не грозными словами, а с того места, на котором я стою, он не преподал Иоанну Васильевичу Грозному свое благословение. Это был акт пророческого служения Церкви, провозглашения Божией правды, за что святитель поплатился жизнью.
Далее не можем не вспомнить святителя Иова, который стал первым Патриархом Московским. Он взошел на Патриарший престол во времена благоденствия Церкви. Крепкая власть, которая много содействовала тому, чтобы во главе Русской Церкви стал Патриарх, поддерживала церковные начинания. Но очень скоро страна наша обрушилась в Смутное время, и тогда на всю страну опять прозвучал пророческий голос главы Предстоятеля Церкви, который отверг всякую возможность поддерживать Лжедмитрия и стоявших за ним внешних врагов нашего Отечества. И как уж уговаривали его, как просили поддержать! Но он стоял твердо на той позиции, на которой только и должен стоять Патриарх, поддерживая единство Отечества, препятствуя иностранному вмешательству в дела народа. Он был низвергнут Лжедмитрием и отправлен в монастырь в Старице вблизи Твери, где и закончил свои дни.
На его место пришел другой святитель, который почивает здесь своими мощами, — святитель Гермоген, который в Смутное время, томясь здесь, в подвалах Чудова монастыря, умирая от голода, жажды и холода, под страшным давлением польских захватчиков и служивших им некоторых представителей русского боярства, не подписал воззвание в пользу утверждения власти иноземцев и мученически скончался, оставаясь верным народу своему, стране и Церкви своей.
Святитель Тихон — первый Патриарх после двухсотлетнего перерыва. Его Патриаршество совпало с годами страшной смуты, полного крушения всех национальных устоев государства и народа нашего. Одновременно возникло разделение в Церкви, которое было спровоцировано властями, дабы, разделив Церковь, побыстрее с ней расправиться. Святитель Тихон, провозглашенный Патриархом в торжественной обстановке Всероссийского Собора, вынужден был каждый день сораспинаться с народом и с Церковью нашей. Он скончался при до сих пор не выясненных обстоятельствах, сохраняя верность Христу и никак не посрамляя своего Патриаршего достоинства.
Мы вспоминаем также сегодня великих святителей Филарета, Иннокентия, Макария — богословов, миссионеров, которые, находясь на Московской кафедре, были великими авторитетами и служителями Церкви Русской. И замечательно, что молодые архиереи нашей Церкви в этот день молятся Господу в Успенском соборе.
Дорогие братья, удивительная история святителей Московских должна научить нас тому, что у Церкви не бывает легких времен, потому что Церковь всегда на страже Божественной истины. Бывают более благоприятные или менее благоприятные условия, бывают эпохи гонений и разделений, но Церковь всегда и при любых обстоятельствах призвана провозглашать Божию правду, воспитывать в ней свой народ, молиться о нем, о стране, о властех и воинстве ее, дабы Господь приклонил милость к нашему Отечеству…
Пусть молитвами святителей Московских укрепляется ум, сердце, воля, чувства тех архиереев Церкви нашей, которые сегодня призваны право править слово Христовой истины.
С праздником поздравляю вас! Храни вас Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей